КОГДА РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ОБУЧЕНИИ СВОДИТСЯ К МИНИМУМУ – SOLE

Проводя и посещая различные  различные экспериментальные уроки, заметила одну нашу постсоветскую тенденцию – очень сильное тяготение к тому, чтобы большая часть информации шла из уст учителя, и практически сведенному к нулю самостоятельному добыванию информации самими учениками.  

А теперь посмотрим на мировые тренды.
Слышали о таком понятии как SOLE? Self Organized Learning Environment, в русской версии локализирую как СамоОрганизующая Обучающая Среда.
Еще много непонятных букв:)? Тогда по сути.

В 1999 году Sugata Mitra, исследователь в сфере образования провел занимательный эксперимент: в стене, которая отделяла трущобы New Delhi от более процветающей части города была проделана внушительная дыра, в которую благополучно уместили компьютер, подключенный к интернету, плюс там же была скрытая камера для фиксирования “и что же произойдет дальше”.А дальше дети из трущоб оперативно отыскали нечто для себя доселе неиспробованное, методом тыка (в прямом смысле) начали вначале осваивать самостоятельно для себя как пользоваться коробкой, как заходить в интернет, после чего более “продвинутые” стали ОБУЧАТЬ других еще непосвященных детей.

Звучащий проект Hall in the Wall/Дыра в стене продемонстрировал важный факт того, что даже при отсутствии прямой обучающей инструкции от учителя, дети могут самообучаться и учить других, при условии их любопытства и интереса.

Чувствуете первое смещение нашей стандартной “учитель является основным источником информации” на “создайте среду, заинтересуйте, а дети сами добудут информацию”?

“Дыра в стене” росла, исследования продолжались, понятие SOLE(CамоОрганизующей Обучающей Среды) переросло в новую прогрессивную образовательную методологию с четко прописанными принципами, а далее и в платформу для обучения School in the Cloud

Итак, что такое SOLE в контексте конкретного урока.
3 главных составляющих:
1) Big Question
2) Исследование
3) Презентация

Big Question (большой вопрос)
Предистория, вступление, короткая цепляющая история – всегда! Ученикам задается так называемый Big Question. Большой в том понимании, что на него не может быть однозначного простого ответа, задача которого провоцировать более глубокую аналитику и много дискуссий.

Для сравнения: “Какое самое большое животное в мире?” – это простой вопрос, на который есть конкретный ответ – синий кит. А вот “Почему в мире нет животного больше, чем синий кит?” – это уже BIG Question.
В классе есть компьютеры + любые другие гаджеты, подключенные к интернету.

Исследование
Ученики распределяются по группам, задача в ограниченное количество времени найти ответ на BIG Question, используя любые технологии.
Драйв начался. Передвигаться по классу для того, чтобы обмениваться информацией с другими группами – можно. Учитель выполняет только поддерживающую дух функцию, может помогать с направлением поиска ответа в виде сопутствующих вопросов, но не больше – все ответы ищутся самостоятельно.
Результаты своих исследований каждая группа фиксирует на больших ватманах для будущей презентации.

Презентация
По завершению времени каждая группа презентует свои наработки перед классом.
Что обнаружили, как дошли до тех или иных выводов, что вызвало трудности, что бы сделали по другому в следующий раз.
Много обсуждений, выводов,

Что имеем?
Самостоятельное получение и обмен информацией, работа в группе, подготовка и проведение презентации, целенаправленное использование технологий и минимальное вмешательство учителя в процесс добывания информации.

Sounds good to me:)

P.S. в 2013 году проект Sugata Mitra School in the Cloud (Школа в Облаке) стал победителем 2013 TED Prize

P.P.S.  А вот посмотрите конкретный пример применения SOLE на уроке – St. Aidan’s CE Primary School

X